Содержание
90 Псалом на русском языке: молитва «Живые в помощи». В Псалтири содержится 151 «религиозная песнь» Господу, каждая из которых несет свой особый смысл — в целом и построчно. 90 Псалом на русском языке, старославянском (церковном) читают для защиты от зла, искушений диавола, а также при опасностях.
У текста есть и другие наименования, например «молитва «Живые в помощи», по первым ее словам. Она же переводилась еще в III-II столетиях до н. э. с еврейского на греческий как «Хвалебная песнь Давида».
По основной версии происхождения молитвы, царь, пророк Давид увековечил Псалом 90 после того, как Бог избавил израильтян от смертоносной эпидемии. В этой Песни – бесконечное доверие человека к Господу.
Текст молитвы «Псалом 90»
Хвалебная Песнь Давида известна со времен Ветхого Завета, это один из сильнейших псалмов по своему действию.
Песнь написана в форме наставлений к молящемуся, проповедования мотивов взывания к Богу, пояснения важности веры во Всевышнего. Основной смысл текста «Живый в помощи»: тем, кто любит Господа и всецело доверяет Ему, полагается на Его волю, нечего бояться.
На русском языке
Псалом 90 трижды переводили: с иврита на греческий, с греческого на старославянский, а затем уже на более понятный нам русский язык. Молитва получила значение Хвалебной Песни Давида при первом переводе, а до этого не имела иного названия, кроме номера (90-й Псалом).
Религиозную Песнь, да и любую православную молитву, переведенную на русский язык, проще почитать, понять и выучить наизусть. Для этого стоит взять блокнот и записать первую строку, прочесть, обдумать ее суть. Затем добавить вторую, так же записать и осмыслить. Если вы проникнетесь текстом псалма 90 и обдумаете каждую его строку, сами не заметите, как выучите его простые слова, сможете читать в любое время в любом месте священный текст полностью без Псалтыря.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 за плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
На старославянском языке
Церковные служители читают Псалом 90 именно на старославянском. Этот язык был относительно понятен сразу нескольким народностям.
Для желающих читать псалом на мелодичном старославянском, существуют словари, которые можно приобрести в любой церковной лавке. В этих книгах стоят ударения, чтобы правильно читать слова, многие из которых уже устарели. Также можно найти молитвословы с построчным переводом, где церковнославянский текст идет «рука об руку» с адаптированным современным русским.
Одной из особенностей прочтения древнеязычных текстов является отсутствие «Ё», которую читают в тексте как «Е».
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.
Когда читать Псалом 90
В церкви принято богослужебное использование песни «Живый в помощи Вышнего» во время разных ритуалов. Для чего читают 90 Псалом священнослужители и верующие:
- в православии – за богослужением в полдень, на Великом Повечерии, панихиде, отпевании;
- в основных ветвях католицизма и протестантства – во время вечерней службы, в первое воскресение Великого поста;
- в иудаизме – для ежедневного чтения перед отходом ко сну, в утренней субботней молитве, 7 раз читают на похоронах.
Традиционно, верующие воспринимают «Живый в помощи Вышнего» Девяностый Псалом как спасение от несчастий, опасностей. Эти угрозы могут происходить от разных причин. Примеры, в чем помогает молитва:
- испытание, о котором заранее думаешь и хочешь собраться с духом, попросить Божьей помощи;
- в случаях, когда существует опасность попасть под дурное влияние;
- боясь воздействия проклятий и иных недобрых слов;
- против недругов дома и семьи, завистников, злонамеренных людей;
- при угрозе здоровью, жизни своей и родных;
- от самых разных опасностей извне и изнутри.
Псалом не нужно читать и слушать определенное количество раз, превращая общение с Богом в некий магический ритуал. Важно понимать ценность времени, проведенного перед образом, например, в утренней молитве. Самая главная беда человека – это неверие в Божественную любовь, силу и мудрость. То есть, ему стоит молиться, прежде всего, за укрепление его веры в Господа и взращения его, человека, духовных сил, избавление от греховных помыслов.
Против сглаза, порчи также читают молитвы, но церковь не одобряет подобные страхи: тому, кто живет в сердце с Богом, нечего бояться магов и колдунов (сторонников язычества) и связываться с темными силами.
Толкование
Так как человек избрал своим прибежищем Бога, а не диавола со своими искушениями, то будет окружен сенью крыльев ангелов-хранителей.
Построчное толкование текста псалма 90:
- 1-2 строки. Каждый живет под защитой Бога, понимает это и уповает на Всевышнего.
- 3-4 строки. Господь избавит от врагов и болезней, защитит человека, как птица защищает птенца под своим крылом.
- 5-6 строки. Бог спасает от тайных и явных врагов (это могут быть как люди, так и события или человеческие пороки).
- 7-8 строки. Неприятности и неприятели будут ходить около, но не приблизятся настолько, чтобы нанести существенный вред. Враги получат по заслугам.
- 9-10 строки. Поскольку ты избрал защитником Бога и вверяешь ему себя, значит, он и будет тебя оберегать.
- 11-13 строки. Господь поручает ангелам следовать за тобой по жизненному пути и направлять тебя, смело можешь идти против врагов и неприятностей.
- 14-16 строки. Бог как будто отвечает молящемуся сам, что ожидает его за любовь и принятие Божественной силы. Он вознаградит праведника за нерушимую веру, преданность слову, благие помыслы и защитит от бед, напастей, природных катаклизмов, нашествия врагов, и ждет человека долгая жизнь.
Диавол не дремлет, смотрит за каждым и подстерегает сомневающихся в Истине, пытается переманить на свою сторону. Только молитва и безусловная вера в Божественный замысел дает людям свет и надежду.
История создания
Псалом Девяностый в исходной еврейской Библии не имеет надписания, а в переводе на греческий уже зовется «Хвалебная Песнь Давида». В нем царь и пророк Давид прославлял Бога после того, как он спас иудейский народ от нашествия страшной болезни язвы, от которой многие умирали. Сам пророк страдал от моровой болезни 3 дня. В Псалме 90 упоминание именно о «язве» встречается трижды.
Поскольку молитва по порядковому номеру стоит ближе к концу псалтыря (сборника псалмов), некоторые исследователи предполагают ее более позднее появление. Вторая версия – авторство псалма 90 принадлежит царю Езекии, жившему в VIII столетии. Тогда молитва могла помочь победить ассирийцев, нападающих на Иудею.
Однако, вернемся к версии о том, что Молитва «Живый в помощи» спустилась как духовная благодать на царя Давида. Ему приписывают авторство 73 псалмов из 151, написанных в Псалтыри, в том числе и те, что идут за 90-м, например, 112 – 117, Песни восхваления ветхозаветной Пасхи. Этот факт скорее подтверждает, чем опровергает теорию создания Псалма 90 именно пророком Давидом.
Блаженный Феодорит, приписывающий большинство псалмов царю Давиду, назвал его 90 Псалом пророчеством о Езекии. В тексте молитвы праведник указывает верный путь другому верующему, менее сведущему о Божественном промысле, и, по мнению Феодорита, таким учителем был для многих Езекия.
Ветхозаветные песни, кем бы они ни были написаны, явились пророческой мудростью для времен нашей эры. Уже в Новом Завете Иисус Христос на последней вечерне пел с учениками псалмы («И, воспев, пошли на гору Елеонскую» Мф 26, 30) и своим примеров провел богослужение с использованием религиозных песен. Святые апостолы тогда и потом славили Бога и Сына Божьего воспеванием псалмов, что и заповедовали нам, христианам: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол 3, 16).